Этапы развития психики по Эриксону (окончание):
Она
есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и
соперничества.
VII стадия. Взрослость
Эту и последующую стадию классический психоанализ уже не рассматривает,
он охватывает только период взросления.
Возраст: зрелый.
Задача этапа: генеративность против стагнации.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота.
Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с
определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.
Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность
интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться
над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством
будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно
активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче
жилось и работалось.
Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось,
сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится
удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт,
самопоглощенность.
Генеративность – центральный момент этой стадии – это заинтересованность
в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Хотя существуют
отдельные лица, которые вследствие жизненных неудач или особой
одаренности в других областях, не направляют этот интерес на свое
потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность,
но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная
стадия как психосексуального, так и психосоциального развития.
Когда такого обогащения не удается достичь, происходит регрессия к
потребности в псевдоблизости, с чувством застоя и обеднением личной
жизни. Человек начинает баловать себя, как если бы он был своим
ребенком. Сам факт наличия детей или желания их иметь – это еще не
генеративность.
Причины отставания – чрезмерное себялюбие, напряженное самосозидание
преуспевающей личности за счет других сторон жизни, недостаток веры,
доверия, ощущения, что он желанная надежда и забота общества.
VIII стадия. Зрелость
Возраст: пенсионный.
Задача этапа: целостность эго против отчаяния.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость.
Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с
внуками.
Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто,
оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Кому прожитая жизнь
представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов,
осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть.
Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы
сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие или
утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный
и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни.
Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы
попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.
Отвращение скрывает отчаяние, хотя и в виде “массы мелких отвращений”,
которые не складываются в одно большое раскаяние.
Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей:
целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в
честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он
утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их
старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.