Все
Отредактировано:15.07.14 11:53
"Шведская семья", или Три закона роботехники
Этим летом в Музее Спирта в Стокгольме идет выставка о "шведском грехе" как феномене массовой культуры*. Журналисты из стоявшей в 1950-х на пороге элементарной эмансипации Америки взахлеб писали о моральном упадке шведов, противозачаточных пилюлях, атеизме, незаконных детях, свободных абортах и сексе подростков. На иностранцев повлияли фильмы, от "Она танцевала одно лето" Арне Матссона про пастора, поджегшего танцплощадку, и "Лета с Моникой" Бергмана про подростковую влюбленность, до "Девицы со скотного двора" с креативным использованием местной сардельки американского режиссера Джозефа Сарно. Приезжих феминисток удивляло, что магазины с порно зачастую находились на главных улицах, в то время как винные лавки со скромными вывесками стыдливо таились в переулках: народ стыдился не секса, а пьянства.
Построенная в виде лабиринта со смотровыми скважинами для вуайериста, выставка проводит посетителя по скорее смешной, чем провокативной истории "греха", от либеральных 60-х до современного неоконсерватизма. Забавно, что в документальном фильме-интервью вопросы голого Петера Юханссона на улицах города о "шведском грехе" вызывают недоумение или смущение молодых шведов.
Как же обстоит дело сейчас? Кроме знаменитой "шведской семьи"**, почти такой же обычной на родине, как медведи в России, у северных соседей имеются*** и другие виды близких отношений:
- Брак (aktenskap), может заключаться в церкви (vigsel), или гражданским образом (borgerlig vigsel), причем пол партнеров безразличен****;
- Сожительство (sambo), юридически приравнивается к браку с некоторыми оговорками; - Раздельное проживание интимных партнеров (sarbo);
- Открытые отношения (oppet forhallande), когда любящие друг друга партнеры могут иметь сексуальные (но не любовные) отношения с другими, что не рассматривается, как измена;
- Полиамория (polyamory, + amor = любовь ко многим), по взаимному согласию допускается не только секс, но и любовь. Может существовать в различных конфигурациях (Menage a trois, "шведская семья" etc.)
- Анархия отношений (relationsanarki, RA), когда любые нормы в отношениях устанавливаются договором в каждом конкретном случае. Отличается от polyamory тем, что отрицает принципиальную разницу между дружескими, романтическими и сексуальными отношениями, а также сексуальную идентификацию и социальные конструкции, ограничивающие свободу индивида, в чем смыкается с идеологией queer.
Так как в моногамных отношениях ничего необычного нет, а левые шашни, широко распространенные в любых формах отношений, не представляет интереса, остановимся на многолюбии.
Противники полиамории обычно утверждают, что запасы внимания, энергии и времени, необходимые для любовных отношений, не беспредельны, поэтому первоклассные, как осетрина первой и единственной свежести, отношения могут быть только моногамны; лишь в них партнёры уделяют друг другу все свои силы и внимание. (Зачастую имеющихся активов не хватает не то, что на коллективную любовь, но и на доброжелательный диалог по интернету из 30 реплик). Тезис о постоянности запасов любви у человека созвучен принципу сохранения английского демографа XVIII века Томаса Мальтуса об ограниченности ресурсов земли, и о грозящем голоде в результате их деления на растущее число населения; забавно, что в качестве примера богатых стран с разумным соотношением едоков и пищи Мальтус приводил именно скандинавские страны.
Сторонники многолюбия считают, по выражению Роберта Хайнлайна, что "любовь не делят, ее множат", чувство это растет тем больше, чем больше его испытываешь, а многих партнеров можно любить не меньше, чем многих детей. Концепция утверждает, что каждая любовь не похожа на другую, а каждый участник полиамурных отношений уникален, и не может быть заменен другим только потому, что возникли чувства к кому-либо иному. Полиамурный коктейль***** может иметь сложную структуру, вплоть до деления отношений на "основные" и "дополнительные" (все по-орвелловски равны между собой, но некоторые более равны, чем другие), и изменяться со временем. Энтузиасты полагают, однако, что открытое многолюбие честнее, чем моногамия с ее вечными супружескими изменами. С примером аргументации, и конкретными рекомендациями по налаживанию полиотношений без ревности и негатива можно познакомиться, например, в книге The Ethical Slut (Этичная блядь) Dossie Easton и Catherine A. Liszt:
http://www.flibusta.net/b/117147/read
Одной из компромиссных позиций может быть признание ограниченности любовного потенциала человека, после достижения которого новые связи начинают приносить урон существующим отношениям. На практике это означает сужение любовных связей до границ ограниченного коллектива, типа пресловутой "шведской семьи". Примером другого компромисса может быть carte blanche для одного из партнеров в моногамном союзе.
В идеале, для энтузиастов полиамории важную роль играют приверженность достигнутым договоренностям, взаимная поддержка и отрицание собственничества. Понятно, что в обществе с компактным классовым, социальным, физическим, гендерным и образовательным неравенством шансов, что союз людей будет соответствовать этим принципам, и окажется устойчивым, примерно столько же, сколько у любого колхоза.
Нетрудно заметить, что все эти более (или менее) стабильные конструкции предполагают:
1) любовь не строится на измене и лжи;
2) абсолютную добровольность и отсутствие зависимости;
3) желание в первую очередь не брать, а отдавать (без чего невозможна не только "любовь", но и дружба)
(продолжение в комменте)
Туве Янссон, Взаимопомощь